
Высотные здания: как спастись от пожара, когда ты высотой в милю
В 2009 году было завершено строительство внешней структуры Бурдж-Халифы. Оно стало самым высоким зданием в мире и остается таковым по сей день, прорезая линию горизонта на расстоянии полумили от Земли. Но планируются еще более смелые здания, которые затмят это сооружение – и первый небоскреб высотой в милю может быть построен к 2050 году.
Проблемы строительства высотой в одну милю
В 1957 году Фрэнк Ллойд Райт спроектировал «Иллинойс» – дальновидный 528-этажный небоскреб высотой более мили. Он считал, что такое здание можно было бы построить с помощью технологий, доступных в 1950-х годах, хотя тогдашний рекордсмен Эмпайр-стейт-билдинг достигал всего четверти этой высоты.
Кстати, он был очень похож на Бурдж–Халифу — трехподвесную коническую конструкцию, которую мегаталл-структуры стали использовать в качестве основного метода достижения высоты.
Уверенность в его дизайне — это одно, но основным материалом, доступным для сверхвысоких зданий в то время, была сталь, что приводит к первой из множества проблем, связанных с высокими зданиями: гибкости.
Законы физики
Если вы когда-либо играли с детскими кубиками для укладки, вы, вероятно, столкнулись с ограничениями физики задолго до того, как закончились материалы для укладки. После определенной высоты предметы начинают раскачиваться все более усиливающимся образом, пока стек не рухнет.
В случае со сталью изгиб, вызванный даже нормальной скоростью ветра, откатился бы назад, что привело бы к крайне неприятным вибрациям для всех обитателей. В более экстремальных условиях (и если бы была подобрана резонансная частота) здание могло бы легко развалиться на части – как это произошло с мостом Такома-Нэрроуз в 1940 году.
Бурдж–Халифа в основном сделан из железобетона, который известен своей жесткостью, но он все еще раскачивается при ветре на большой высоте — изгибаясь на шпиле до 2 метров. На самом деле это чрезвычайно мало, что достигается благодаря тщательным испытаниям в аэродинамической трубе и аэродинамическим улучшениям.
На высоте в милю ветры и вихревые потоки будут бесконечно более сложными, и дизайн такого здания должен быть радикально иным – возможно, с использованием открытого, полого основания, подобного подножию Эйфелевой башни.
Удвоение высоты не означает удвоения тех же технологий и материалов, которые используются сегодня. Здания не масштабируются таким образом – и даже в случае с Бурдж-Халифой было бы лучше построить два отдельных здания меньшего размера. Но без вызовов нет роста – и подталкивание технологий к совершению невозможного помогает нам открывать больше, чем мы себе представляли.
Эвакуация в случае пожара
Еще одно серьезное препятствие, которое необходимо преодолеть при строительстве мегаталлов, — это обходные пути. Подняться на милю по лестнице в роскошный пентхаус просто не получится – а обычные лифты имеют ограничения по скорости из-за конструкции тросов, силы тяжести и изменений давления воздуха, что обеспечивает максимально комфортную скорость спуска около 22 миль в час. С учетом времени разгона и замедления одна поездка сверху вниз может занять четыре минуты.
Если бы здание было заполнено до отказа, что бы это значило для эвакуации при пожаре?
Лифты со скоростью мили в минуту были предусмотрены в конструкции Райта высотой в милю, работающие на храповиках, а не на тросах и шкивах — скорость, все еще не сравнимая с сегодняшним самым быстрым лифтом, который поднимается со скоростью максимум 46 миль в час.
Даже при пятиэтажных лифтах, работающих со скоростью 60 миль в час, Райт предполагал, что время эвакуации составит один час. Когда вы говорите о выживании при пожаре, час – это невероятно долгий срок, но отличная конструкция противопожарной защиты позволяет смягчать последствия и передвигаться, спасая жизни.
Создание защищенного средства эвакуации в миле от земной поверхности — колоссальная задача: но управление чрезвычайными ситуациями с помощью противопожарных завес в небоскребах может выиграть драгоценное время, позволяя всем безопасно эвакуироваться с помощью множества лифтовых систем и путей эвакуации.
Даже на высоте мили в небе пожарная безопасность может сработать: просто потребуется немного творчества.
Построение будущего пожарной безопасности
Рулонные противопожарные ворота Firerollgate:
Мы постоянно разрабатываем, тестируем и совершенствуем наши противопожарные рольставни, чтобы оставаться на переднем крае пожарной безопасности. Чтобы узнать больше о наших продуктах или услугах, свяжитесь с нами по любому из способов, указанных в разделе Контакты.